20 июня Союз комбикормщиков принял участие в работе круглого стола в Государственной Думе по первым итогам членства России во Всемирной Торговой Организации (ВТО)

Модератор – первый заместитель председателя Комитета по экономической политике, инновационному развитию и предпринимательству Емельянов М.В.

С приветственным словом к собравшимся обратился Председатель партии «СПРАВЕДЛИВАЯ РОССИЯ», заместитель Председателя Государственной Думы ФС РФ Николай Левичев:

«Мне очень приятно, что в этом зале практически нет свободных мест. Профессиональный состав экспертов, собравшихся на наш сегодняшний круглый стол, вряд ли уступает профессиональному уровню людей, собравшихся в Петербурге для участия в Петербургском экономическом форуме.Мы решили провести это заседание, потому что прошел год с момента ратификации ГД голосами одной фракции соглашения о вступления в ВТО. Но, как показывает наш мониторинг ситуации, вопросы не исчезли, более того, многие из них стали даже острее. Я всерьез рассчитываю, что анализ складывающейся практики в этой сфере, который мы сегодня проведем, поможет нам влиять на правоприменительную практику в этой области.

Хотелось бы перечислить хотя бы некоторые вопросы, которые, на мой взгляд, требуют серьезной экспертной оценки, на которую мы и рассчитываем.

Давайте обсудим, как отстаиваются российские интересы в согласительных комиссиях ВТО, научились ли наши представители использовать механизмы ВТО для защиты отечественных предприятий, или все идет по инерции, которая сложилась за те годы, когда вырабатывались принципы вступления РФ в ВТО? Давайте обсудим, стала ли судьба наиболее уязвимых отраслей предметом постоянного внимания со стороны правительственных органов, как нам обещали во время продавливания решения о вступлении в ВТО в Государственной Думе. Удалось ли защитить отечественных производителей, которые в такой защите нуждались; уже начались, или мы находимся на пороге череды банкротств, о которой предупреждали эксперты заранее? Давайте, наконец, обсудим: а те отрасли, которые активно выступали за вступление в ВТО (черная металлургия, химическая промышленность), получили ли они реальные выгоды, или преимущества остались только на словах? Давайте проанализируем, в каких направлениях активизировалась лоббистская деятельность иностранных компаний, которые были заинтересованы, чтобы РФ начала играть на мировых рынках по правилам ВТО.

Ну и, в конечном счете, хотелось бы прийти к общему выводу: с точки зрения национальной безопасности вступление в ВТО укрепляет позиции РФ, или это можно подвергнуть сомнению? Были большие опасения, что вступление в ВТО может окончательно закрепить сложившуюся экспортно-импортную модель экономики. В общем, мне не попадались высказывания, которые бы сняли такой пессимистический прогноз в этом отношении. Члены нашей фракции всегда были реалистами, мы прекрасно понимаем, что ВТО – это реальность, в которой мы уже живем. Важно не только поднять проблему, но и подсказать, как активно менять институциональную среду нашей экономической жизни, как ее можно приспосабливать к требованиям ВТО. Нужно понять, насколько новым условиям соответствует наша управленческая вертикаль, кредитная система, фондовый рынок, технические регламенты, методы нетарифного регулирования; как идет подготовка управленческих кадров, в частности, огромного количества юристов, которые могли бы профессионально отстаивать интересы российских производителей в рамках ВТО. Как себя чувствуют отраслевые сообщества?»

   Мнения выступающих разделились. Часть депутатов Госдумы, авторитетных экспертов,руководителей промышленных предприятий и отраслевых Союзов подвергли резкой критике итоги членства в ВТО, предлагая ряд мер для улучшения экономики. Но большинство участников круглого стола пришли к выводу, что вступление России в ВТО лишь лакмусовая бумажка, которая резко обозначила внутренние проблемы и «дыры» на границах. Членство в ВТО – инструмент, который мы не умеем использовать.

Интересную информацию предоставила эксперт ИГСО, АЦ ВТО-информ Александра Ждановская. Она рассказала, что вступление в ВТО может привести к отказу от социального государства, так как в ВТО такие сферы, как образование, здравоохранение не входят в социальную сферу, а отнесены к услугам, при предоставлении которых равными правами должны обладать, как государство, так и частные, в том числе иностранные, фирмы. Так, финансовая поддержка государством университетов, лечебных учреждений и пр. рассматривается как субсидирование, на которое могут претендовать и иностранные компании.

 

main menu: