В Евразийской экономической комиссии (далее – ЕЭК) 22-23 июля 2013 г. без предварительного обсуждения с ответственными органами государственной власти Российской Федерации вопросов, рассмотренных Советом Евразийской экономической комиссии 2 июля 2013 г., проведено совещание, на котором членом Коллегии Евразийской экономической комиссии В.Н. Корешковым, директором Департамента санитарных, фитосанитарных и ветеринарных мер О.В. Арнаутовым продолжалось лоббирование интересов ветеринарных служб по внедрению излишних разрешительных документов (ветеринарных сертификатов) на каждую партию переработанной пищевой продукции животного происхождения.
Оставляя без комментариев действия представителей Евразийской экономической комиссии (которые, фактически вмешиваясь во внутренние дела государства, навязывают необоснованные решения, влекущие не только экономические издержки, но и приводят к снижению биологической безопасности Государства), обращаем внимание на следующие обстоятельства.
Подготовленное по результатам совещания в ЕЭК предложение о наличии ветеринарного сертификата на каждую партию пищевой продукции (предназначенных для употребления человеком) не только необоснованно с точки зрения предупреждения болезней животных, но и абсурдно в целях обеспечения безопасности пищевых продуктов для здоровья людей.
В настоящее время уже существуют формы оценки соответствия продукции, позволяющие обеспечить допуск в обращение лишь той продукции, которая безопасна для здоровья человека. Более того, переработанная пищевая продукция производится из сырья, уже имеющего ветеринарный сертификат, и не может представлять какого-либо риска для здоровья животных, и тем более, для человека, поскольку по своей природе ветеринарный сертификат должен лишь подтверждать происхождение сырья из благополучной по заразным болезням животных территории.
Справочно: переработанные продукты не представляют ветеринарного риска, а обладают рисками, имеющими значение исключительно для здоровья человека, которыми должны заниматься врачи, специализирующиеся на обеспечении здоровья людей, а не специалисты по здоровью животных или агроинженеры.
По сути, предложения ЕЭК – это выдача разрешительного документа (ветеринарного сертификата) на возмездной основе даже без проведения каких-либо экспертиз продукции, подтверждающих ее фактическую безопасность.
При этом такое ограничение вводится под предлогом установления прослеживаемости. На самом деле, представителями ЕЭК и лобби ветеринарных служб, предлагается коррупционная схема выдачи ветеринарного сертификата на каждую партию подвергшейся термической обработке пищевой продукции, в то время как для прослеживаемости достаточно надлежащей маркировки товаров и сопровождения ее данными о безопасности и происхождения сырья, что уже предусмотрено правовыми актами.
Между тем, ситуация, связанная с распространением вируса африканской чумы свиней, свидетельствует о несостоятельности ветеринарного надзора в стране, наглядно показывает неэффективность применения каких-либо разрешительных ветеринарных документов, и свидетельствует о необходимости применения действенного ветеринарного надзора за уже существующими эпизоотиями.
Однако, на протяжении последних лет не принимаются эффективные меры по сдерживанию африканской чумы свиней, что является следствием того, что ветеринарные органы не получает должного профессионального руководства.
Вместо исполнения прямых функций по обеспечению государственного ветеринарного надзора, концентрация усилий ветеринарной службы лишь на выдаче разрешительных документов, не относящихся к надзорной деятельности, явно не обеспечивает надлежащей работы по ликвидации болезней животных, безусловно приводящей к сокращению полезного объема производимого сырья, а также повышению цен на мясные продукты.
Предполагающее многократное обращение участников экономической деятельности в органы, осуществляющие ветеринарный надзор, для получения документов, выдача которых не имеет надлежащего обоснования, явно увеличивает экономические издержки изготовителей мясных и молочных продуктов, а также нарушает принцип прозрачности при принятии решений. Последствия таких решений – снижение экономического роста страны и увеличение цен на пищевую продукцию.
Обращает на себя внимание не только ангажированность принятия подобного рода решений, но и беспрецедентная скорость, при которой такие предложения ЕЭК не могли пройти установленные процедуры публичного и внутригосударственного обсуждения, а также получить необходимые комментарии всех заинтересованных лиц, учесть позицию органов государственной власти и бизнеса.
Источник: сайт Роспотребнадзора