Байки от серых

Вниманию хозяйствующих субъектов,
осуществляющих оборот готовой
продукции пищевого назначения
животного происхождения.

Уважаемые дамы и господа,

Еще раз обращаюсь к вам по поводу внедрения ветеринарной сертификации в электронном виде.

Причины настоящего обращения следующие.

В настоящее время (сейчас, как вам известно, проект Приказа Минсельхоза России находится на рассмотрении в Минэкономразвития) продолжается сопротивление некоторой (сравнительно небольшой) части участников оборота подконтрольных товаров (в первую очередь – это участники оборота готовой молочной продукции) внедрению электронной ветеринарной сертификации.

Судя по данным, которыми я располагаю, часть сопротивляющихся фактически является дезориентированными – плохо понимающими суть того, что мы предполагаем сделать при помощи внедрения электронной ветеринарной сертификации. Именно к этой части участников оборота (для краткости буду обозначать их словом «заблудшие») я, в основном, и обращаюсь.

Другая часть сопротивляющихся, напротив, хорошо понимает суть наших предложений и результаты, к которым ведет их реализация.

У этой части (для краткости буду обозначать их словом «серые»), судя по развитию этой ситуации, есть две половинки.

Первая – это участники оборота, которые не готовы работать полностью по-белому В СЛОЖИВШЕЙСЯ СИТУАЦИИ, хотя в иной ситуации и могли бы работать так, и потому боятся внедрения электронной ветеринарной сертификации, которая категорически затруднит серый и черный оборот, фальсификацию продукции. К ним то, о чем я хочу сказать также относится.

Вторая – это участники оборота, которые в силу разных причин В ПРИНЦИПЕ ПРОТИВ прозрачности и поднадзорности со стороны государства своей деятельности. Часть из них представляет зарубежные компании, которые не желают развития соответствующего производства полного цикла в России. Другая часть (хотя эти две части могут пересекаться) постоянно занимаются фальсификацией продукции, третья – работает на некачественном и небезопасном сырье и получает за счет этого конкурентные преимущества. К ним я, естественно, не обращаюсь, потому что бесполезно.

Причем серые занимаются провокациями, рассказывая другим участникам оборота совершеннейшие небылицы о наших намерениях и планах. Это, естественно, умножает число заблудших, запугивает их.

Сначала еще раз постараюсь передать суть наших предложений.

Итак, Россельхознадзор давал ПАКЕТ  предложений. Обратите внимание: именно пакет, а не разрозненные предложения. В пакете содержалось следующее.

1. Оформление ветеринарных сопроводительных документов (далее – ВСД, в том числе, ветеринарная сертификация) в ЛЮБОМ ВИДЕ (в электронном или на бумаге) производится безвозмездно (финансируется эта работа из соответствующих бюджетов – Российского или регионального, которые вы же и наполняете своими налогами).

2. Обязательная электронная сертификация вводится с переходным периодом, необходимым для адаптации отрасли к новым условиям и технологиям.

3. Выбирает в какой форме (в электронной или на бумаге) проводить оформление ВСД на протяжении переходного периода собственник сертифицируемого подконтрольного груза (товара). Это снимает риски переходного периода для тех, чья продукция и СЕЙЧАС ПОДЛЕЖИТ ветсертификации. Если у собственника или в регионе проблемы с внедрением электронной сертификации – он выберет сертификацию на бумаге.

4. Ветеринарная сертификация готовой продукции проводится ТОЛЬКО В ЭЛЕКТРОННОМ виде. При этом ветеринарная сертификации подконтрольной продукции, которая СЕЙЧАС НЕ ПОДЛЕЖИТ ветеринарной сертификации, начинается на добровольной основе немедленно по вступлению в силу Приказа, а на обязательной основе – по завершению переходного периода. Это бонусное время для адаптации к новым условиям оборота.

5. Участниками процесса ветсертификации становятся не только государственные ветврачи, но и частные (члены СРО и частнопрактикующие, получившие соответствующую аккредитацию). Это означает вашу свободу выбора, причем особенно это будет проявляться в отношении сертификации готовой продукции.

На полях данного пакета лежит следующее.

Во-первых, на данном этапе мы не предлагали каким-либо образом перестраивать рекординг при производстве подконтрольного товара. В приложении, например, к молокоперерабатывающим предприятиям это означает следующее.

Если предприятие имеет современную и качественную систему обеспечения прослеживаемости в процессе производства – то тут все понятно и комментарии не требуются. Такие предприятия и сейчас могут показать из молока произведенного на какой ферме (группе ферм) сделана данная партия продукции.

Если предприятие такой системы не имеет, то при сертификации – обеспечении прослеживаемости на данном этапе будет достаточно дать перечень ветсертификатов на молочное сырье (например, поступившее за 2 дня с таких-то ферм), которое СМЕШИВАЛОСЬ для приготовления исходной партии полупродукта. Уж такие-то сведения есть на всяком предприятии.

Во-вторых, мы не предлагали на данном этапе вводить какой-либо дополнительной маркировки упакованной продукции: будем опираться при идентификации на те маркировки, которые уже используются производителями.

В-третьих, при электронной сертификации можно использовать интеграцию Весты с Меркурием. Что она дает? Она дает то, что в этом случае при электронной сертификации легко избежать повторных необоснованных лабораторных исследований готовой продукции на перманентные угрозы (перманентные угрозы – это те вещества или организмы, которые могут попасть в продукцию только из сырья, но не в результате порчи продукта после изготовления), поскольку все данные о проведенных исследованиях уже имеются в распоряжении Меркурия.

В-четвертых, мы не предлагали выходить за перечень поднадзорных грузов, утвержденных решением КТС, не предлагали его расширять. Поэтому, согласно нашим предложениям, например, печенье (куда добавляется молоко при изготовлении) или хлебобулочные изделия или молочный шоколад (и т.д.) ветсертификации не подлежат. Акцентирую Ваше внимание на этом, поскольку сам слышал как представители серых утверждают обратное чтобы дискредитировать наши предложения.

Вот что мы предлагали на первом этапе. К сожалению, логика наших предложений не была полностью принята законодателем. Тем не менее, действующие и обсуждаемые нормативные правовые акты ни какой катастрофы не сулят. В том числе и заблудшим и серым.

В отношении заблудших, кажется, ситуация понятная: те, кто хотят работать честно, только выигрывают от внедрения электронной ветсертификации. Выиграют просто потому, что они более адаптированы к новой ситуации.

Обращаясь к серым, хотелось бы отметить следующее.

Это может показаться странным тем, кто привык часть своей деятельности прятать (от налоговых органов, мухлевать с составами потихоньку и т.п.), но НИЧЕГО плохого внедрение электронной сертификации им не сулит. Звучит странно, но это парадокс (т.е. истина, похожая на ложь).

Почему не сулит?

Потому, что ее внедрение ПРИНЦИПИАЛЬНО ИЗМЕНИТ конкурентную среду, в которой вы все работаете. Может быть это не просто понять, но это так и есть.

Не просто понять потому, что психологически почти любой человек новое ПРИМЕРЯЕТ НА СЕБЯ, опираясь на свой же опыт (опыт, полученный в той среде, в которой он действует сейчас). Это правильно, если новое не меняет среду.

Но в данном – то случае новое (электронная ветсертификация) как раз ее (среду) МЕНЯЕТ. И оценивать последствия для себя нужно В НОВОЙ среде, а тут Вам опыт, полученный в старой среде не помощник.

Что же будет в новой среде?

Прежде всего, в новой среде вы и ваши конкуренты останетесь на тех же позициях относительно друг друга, на которых сейчас находитесь.

Электронная ветеринарная сертификация в том варианте, в котором она будет работать на первом этапе внедрения прослеживаемости (т.е. в ближайшие года 3-5), просто сделает невозможным использовать некоторые классы махинаций, которыми сейчас многие занимаются. Но она сделает это невозможным ДЛЯ ВСЕХ, а не только для вас лично. Соответственно, вы ничего и не потеряете в конкурентной борьбе.

В результате внедрения электронной ветсертификации мы (госветслужба) de-facto в очень значительной части переходим от контроля ПРОДУКЦИИ к контролю СВЕДЕНИЙ О ПРОДУКЦИИ.

Это очень важно понимать, поскольку это значит меньше лабисследований (меньше затрат), это меньше остановок продукции в обороте (меньше затрат), это меньше проверок (меньше затрат времени и сбоев на производстве, меньше стрессов), а сами проверки будут прицельными – они будут направлены в большей части не абы куда, а туда, где контроль сведений показывает нарушения.

Почему? Потому, что такую логику поведения проверяющих диктует требование ОБ ЭФФЕКТИВНОСТИ контрольных мероприятий, электронная сертификация дает возможность быть прицельными, а сейчас этой возможности нет или почти нет.

Из последнего следует, что себестоимость процессов ветконтроля и ветнадзора упадет, а не возрастет, как серые сейчас кликушествуют.

Электронная ветсертификация для вас это еще и очень мощный инструмент вашей защиты от неправомерных действий конкретных госслужащих.

Почему?

Потому, что время ответа на заявку об оформлении сертификата в электронной системе нормировано, а действия всех участников процесса фиксируются и хронометрируются. Потому, что заявку об оформлении сертификата нельзя будет отклонить без оснований.

Это - в общем о результатах внедрения. Теперь – несколько слов о технологиях.

Сейчас ходит много баек-пугалок, проистекающих частью от непонимания, частью – появляющихся как провокации, о том, что после внедрения ветсертификации в электронном виде все умрут-пропадут, а весь товарооборот остановится.

Я, наверное, все их анатомировать не смогу, поскольку все, наверное, и не знаю, а фантазия человека (особенно напуганного жулика) практически безгранична. Но о тех, что знаю, скажу.

Байка № 1. Ветслужбам субъектов РФ понадобятся многомиллиардные вложения в компьютеры и прочую оргтехнику, необходимую для электронной ветсертификации, а у них денег на это нет.

Это неправда. Уже сейчас по России (данные собранные нами и субъектовыми ветслужбами за 12-й год) имеется около 37 тысяч оборудованных рабочих мест, пригодных для электронной сертификации (это не считая того, чем располагает Россельхознадзор и ВССы силовых ведомств).

За год у нас оформляется сейчас примерно 57 млн. ВСД , т.е. нагрузка на рабочее место за день составляет 7 ВСД (в расчете на работу в одну смену и 220 рабочих дней за год).

Т.е. загруженность имеющихся мощностей составляет примерно 2% в расчете на одну смену и 220 рабочих дней в году (если считать на три смены и режим 7х12, то 0,4%). Следовательно, уже сейчас имеются внушительные резервные мощности даже только у госветслужб субъектов Российской Федерации, а согласно нашим предложениям к ним подключаются собственные мощности производителей подконтрольных грузов. Таких - в разы больше.

Стоимость двукратного увеличения имеющихся мощностей, находящихся в распоряжении  госветслужб субъектов Российской Федерации, в масштабе Российской Федерации составляет примерно 0,6 млрд. руб., что составляет примерно 1,76% консолидированного годового бюджета госветслужб субъектов Российской Федерации.

Это при том, что только за счет отказа от дорогостоящих бланков будет сэкономлено около 2,5 млрд. за первый же год с внедрения электронной ветсертификации.

Это при том, что отрасли сэкономят на внедрении электронной вестертификации за первый же год (кроме стоимости бланков, которую они же в финале и оплачивают) до 10-20 млрд.

Байка № 2. В России плохо с Интернетом, поэтому электронная ветсертификация на большей части территории работать не будет. Обычно при этом в виде иллюстрации приводятся данные о проценте покрытия территории мобильными телесетями. Данные эти, уважаемые дамы и господа, лукавые. Действительно, если считать по площадям, то процент покрытия четырьмя действующими национальными сетями мобильной связи плюс стационарные проводные сети, плюс IP-сети не так велик, как нам бы хотелось.

Но для нас это не имеет слишком большого значения, поскольку не покрыты сетями в основном сибирская тайга и северные территории, где фактически не производятся подконтрольные грузы, и там просто НЕКОМУ сертифицировать и сейчас, т.е. на бумаге.

А вот населенные пункты, где на этих же территориях оборачиваются подконтрольные грузы, находятся в большинстве своем в зоне покрытия.

В отношении федеральных и муниципальных трасс, где осуществляется перевозка подконтрольных грузов, картина совсем иная. Большая часть их уже в зоне покрытия, а те, что не в зоне, скоро будут там. Правительство уже дало совершенно четкие импульсы на эту тему. В зоне спутникового покрытия практически вся территория страны.

Байка № 3. Она гласит о том, что бизнес-сообщество будет ВЫНУЖДЕННО нанять какое-то безумное количество людей (цифры называются, они огромные, но я их точно не помню и потому не привожу).

Нанять, чтобы обеспечить присутствие СЕРТИФИЦИРУЮЩЕГО персонала в многочисленных странных местах, например «в каждом ларьке с мороженным», как я сам слышал от одного из представителей серых, который выдал эту чепуху публично.

Это опять же полная ерунда. Ничего такого ни в наших предложениях, ни в проекте Приказа нет.

А есть там вот что. Терминальные точки поставок (розничные магазины, ларьки, предприятия питания etc) в цепи ветсертификации исполняют лишь 2 функции – гашение ветсертификатов и оформление возвратных ветсертификатов.

Причем, ответственность за выбор конкретного исполнителя этой функции несет владелец предприятия.

Он может выбирать между тремя возможностями: (1) осуществлять эти функции самостоятельно, (2) договориться об их исполнении с госветслужбой региона, где расположена данная точка, (3) поручить исполнять эту функцию своему законному представителю. Законным представителем может, например, быть поставщик товара на эту терминальную точку, даже если это иное юридическое лицо. При этом владелец предприятия несет риски последствий за неправомерное выполнение этих функций в любом случае.

Так что никакого огромного дополнительного количества людей не понадобится. Выполнять эти функции будут в отношении готовой продукции те же самые люди (кладовщики etc), которые сейчас принимают груз на предприятиях. Причем, нет никаких у меня сомнений, что вскоре Меркурий будет иметь интерфейсы обмена данными со складскими программными комплексами. Поэтому в крупных торговых точках, а также у крупных поставщиков по мелким торговым точкам процесс вообще будет автоматизирован.

Байка № 4. Она гласит о том, что резко расширяется перечень сертифицируемой продукции и бизнес-сообщество не успеет к этому подготовиться, а потому его представителей в массовом порядке будут штрафовать по новым нормам (т.е. штраф до 700 тыс. руб).

И это опять не соответствует действительности.

В проекте правил предусматриваются два переходных периода.

Первый касается тех, кто и сейчас обязан сертифицировать свою продукцию. Они имеют переходный период до 31 декабря 2016 года.

Смысл переходного периода заключается в том, что на его протяжении собственник подконтрольного товара будет выбирать из двух опций:

(1) производить сертификацию по-старому – на бумаге или

(2) производить ее по-новому – в электронном виде.

Существо переходного периода – адаптация госструктур и бизнес-сообщества к условиям ветсертификации в электронном виде.

Второй переходный период мы добавим в Правила сейчас – это переходный период для тех, на чьи подконтрольные товары сейчас никаких ветсопроводительных документов не оформляется.

Смысл данного переходного периода (длительность примерно год) в том, чтобы дать участникам оборота, ранее не сертифицировавших свои товары, время подготовиться к электронной сертификации своих товаров. Именно к электронной и только к электронной. Бумажной сертификации этих товаров вообще не будет.

Поэтому все успеют подготовиться к работе в новых условиях. В процессе подготовки полезно помнить две пословицы.

Первая – русская. Звучит так: «готовить сани надо летом, а телегу – зимой». В данном конкретном случае это означает, что чтобы успеть подготовиться, надо готовиться. Готовиться надо на протяжении переходного периода, а не бегом, когда он закончится. Так что начинайте сейчас, а то потом у вас могут быть проблемы.

Вторая – латинская. Звучит так: «Дукунт волентэм фата, нолентэм трахун». Готовиться надо, проявляя желание подготовиться, а не доказывая, что готовиться не возможно или не нужно. Так что будьте волентем, чтобы судьба вас не трахунт.

Что же касается огромных штрафов, то все участвовавшие в процессе разработки новых норм понимают, что применяться, по крайней мере в близкое время, эти размеры штрафов должны в тех случаях, когда речь идет о перевозке опасных грузов. Например, свиней или сырой свинины в пределах неблагополучной по АЧС зоны без ветсопроводительных документов.

Практика правоприменения этой нормы права показывает, что на местах ее тоже все так и понимают. Единственный случай ее применения за истекшие месяцы – это был случай, когда штраф был наложен на одно свиноводческое хозяйство, которое, имея АЧС на своей территории, продолжало отпускать третьим лицам живых свиней, причем без ветсопороводительных документов. А вот за перевозку колбасы с неправильно заполненным сертификатом по этой норме ни кто ни кого не штрафовал, хотя это нарушение встречается довольно часто.

Байка № 5. Серые вещают и нашептывают заблудшим и рекрутируемым в заблудшие, что введение электронной ветеринарной сертификации готовой продукции животного происхождения даст возможность ветеринарным службам субъектов Российской Федерации ЗАМУЧИТЬ участников оборота такой продукции непомерными штрафами (о непомерных размерах этих штрафов и практике их применения см. Байку №3) за «не там поставленную запятую в сертификате» и многочисленными дополнительными, не нужными лабораторными исследованиями и многократно повторяющейся ветсанэкспертизой (ВСЭ).

Не волнуйтесь. Не дадут.

Дело тут вот в чем. Сейчас (при сертификации на бумаге и современной архаичной системе ветеринарной отчетности) данные лабораторных исследований и ВСЭ не сопровождают продукцию в обороте, а находятся либо у исходного владельца груза, либо в том учреждении, где проводилась ВСЭ или лабисследования. Поэтому, если товар поступает в иной субъект Российской Федерации, то контролирующие оборот ветинспекторы вынуждены выбирать из двух опций.

Первая в том, что они верят, что их коллеги в месте, где произведена продукция, сделали все правильно, ничего не напутали и не намухлевали, и что все положенные лабисследования и ВСЭ с сырьем и готовой продукцией проведены и результаты их хорошие. Проверить это в режиме реального времени у них нет возможности – нет механизма проверки.

Вторая состоит в том, что они не верят своим коллегам и назначают повторные исследования или повторную ВСЭ, чтобы убедиться в соответствии и безопасности продукции. Причем экономические интересы подталкивают выбирающих склониться в ползу второго.

При электронной сертификации данные о проведенных исследованиях СОПРОВОЖДАЮТ продукцию, а повторные лабисследования в отношении перманентных угроз («угроза» - любой заразный агент, вредное или нормируемое вещество, присутствующие в продукции; «перманентная угроза» - угроза, которая попадает в готовую продукцию из сырья. Например, возбудитель какой-либо болезни или биологический токсин кормового происхождения, или лекарственное средство для животных) будут запрещены. Повторные проверки по переменным угрозам («переменная угроза» - угроза, которая может появиться в продукции не из сырья. Например, повышенное содержание коллиморфных организмов – свидетельство плохой санитарии на производстве.) будут фиксироваться в Весте и Меркурии равно как и причины, по которым тот или иной ветинспектор их назначил. Те ветинспекторы, которые будут злоупотреблять повторными проверками, будут выявляться самим Меркурием в режиме реального времени со всеми вытекающими. Поэтому таковых не будет или почти совсем не будет.

Касательно ВСЭ, необходимо помнить, что ВСЭ в подавляющем большинстве случаев вообще проводится лишь один раз, поскольку ВСЭ – это, собственно говоря, процедура признания продукции пригодной для использования для конкретной цели (например, в пищу людям).

Случаи же, когда лабисследования и повторная ВСЭ (повторная ВСЭ назначается редко, в экзотических для большинства участников оборота случаях и, как правило, по просьбе самого участника оборота. Так, например, бывает при повторной ВСЭ с целью продления срока годности) могут быть назначены, будут занормированы в том же приказе, либо (если формальная процедура прохождения нормативного документа этого не позволит) - в другом (он выйдет, естественно, до истечения переходного периода) Приказе Минсельхоза России.

Так что, уважаемые заблудшие и наши дорогие серые, не волнуйтесь: ни кто вас не замучает «многочисленными дополнительными» лабораторными исследованиями. Наоборот: перестанут мучить, если где мучают сейчас.

Всего вам наилучшего, главное,

оптимизма, в частности, в отношении

электронной сертификации!

Заместитель Руководителя Россельхознадзора Николай Власов

main menu: